Международное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index, CPI) за 2024 год. В этот раз Россия набрала 22 балла из 100 и заняла 154-е место из 180. Такие же результаты получили Азербайджан, Гондурас и Ливан. Для нашей страны это худший результат в истории Индекса.
Индекс восприятия коррупции (ИВК) — это рейтинг 180 стран по восприятию коррупции в государственном секторе. Он рассчитывается на основе данных, полученных из 13 экспертных источников, включая Всемирный банк, Freedom House, частные консалтинговые компании и рейтинговые агентства, аналитические центры и другие организации. В ИВК страны получают оценку от 100 – воспринимаются свободными от коррупции – до 0 – воспринимаются как наиболее коррумпированные.
В 2023 году Россия набрала 26 баллов и заняла 141-е место. Тогда столько же пунктов взяла Гвинея которая в 2024 году улучшила свой результат, набрав 28 баллов. Даже на фоне регионов с традиционно высоким уровнем коррупции Россия продолжает ухудшать свои позиции.
Война, закрытость и коррупция
Полномасштабное вторжение в Украину ускорило деградацию институтов, которые должны обеспечивать прозрачность и подотчётность власти. Россия последовательно выживает независимые СМИ и НКО, закрывает доступ к информации о бюджетных тратах и закупках государственных органов. В таких условиях возможности общественного контроля сведены к минимуму, что приводит к распространению коррупционных практик на всех уровнях управления.
Государственные ресурсы направляются на военные нужды без возможности гражданского контроля. Закрытость военных контрактов, многомиллиардные закупки на неконкурентных условиях, схемы обогащения «своих» подрядчиков — всё это делает войну мощным драйвером коррупции. Власти используют конфликты как предлог для дальнейшего ограничения прозрачности и гражданских свобод, обеспечивая себе полный контроль над ресурсами.
«Коррупция угрожает безопасности и благополучию каждого из нас. Любой может столкнуться с вымогательством взятки в обмен на гарантию успешной операции или с принуждением поделиться с чиновником прибылью от бизнеса. Кроме того, множество коррупционных рисков порождаются полномасштабной войной. Закрытые контракты в сфере обороны, закупки у единственного поставщика, режим секретности, который распространяется и на бюджет на военные цели – это далеко не полный список. Война ослабляет антикоррупционный ландшафт и сводит к минимуму результаты антикоррупционных реформ в публичном секторе.
Зелёная коррупция, которая долго была в тени, тоже заслуживает внимания. Как здесь не вспомнить трагедию с разливом мазута в Чёрном море и многочисленные нарушения в ходе ликвидации её последствий. 10 дней понадобилось, чтобы оценить причинённый природе ущерб и присвоить режим ЧС федерального уровня. Последствия такой нерасторопности ставят под угрозу экологическую безопасность на десятки лет вперед.
У гражданского общества последовательно выбивают почву из-под ног, но наша задача искать ресурсы и креативные решения для того, чтобы справляться с вызовами и не останавливать антикоррупционные инициативы и расследования», — комментирует Алёна Вандышева, генеральный директор «Трансперенси Интернешнл — Россия».
Коррупция и климатический кризис
Последствия коррупции проявляются не только в экономике и политике, но и в сфере экологии. Недавний разлив мазута в Чёрном море — прямое следствие бездействия и кризиса в сфере экологического надзора.
Отсутствие надлежащего контроля за перевозками нефти, использование устаревших танкеров — всё это привело к катастрофе. Властям выгодно поддерживать непрозрачные схемы, закрывая глаза на высокие экологические риски. Без жёстких антикоррупционных мер такие катастрофы будут повторяться.
Коррупция также ставит под угрозу глобальные климатические инициативы. Миллиарды долларов, выделенные на борьбу с изменением климата, находятся под угрозой расхищения и растраты. Показательный случай — российский проект «Стандарты и маркировка для повышения энергоэффективности», реализованный в 2010–2017 годах под руководством Программы развития ООН на средства Глобального экологического фонда. На его реализацию было выделено 7,8 млн долларов. Его целью было снижение выбросов через укрепление стандартов энергетической эффективности. Однако значительная часть бюджета была израсходована без получения конкретных полезных результатов, декларируемая цель так и не была достигнута. Проверки выявили значительные нарушения: завышенные цены, отсутствие конкурентных процедур, конфликт интересов и несоответствие отчетности фактически выполненным работам.
Другой яркий пример — Конференция ООН по изменению климата (КС-29) в Азербайджане, где присутствовали 1773 лоббиста от нефтегазового сектора, в то время как гражданскому обществу был ограничен доступ. Это подчёркивает опасность корпоративного влияния, которое подрывает борьбу с климатическими изменениями в интересах узкого круга элит.
«Мы должны в срочном порядке искоренить коррупцию, прежде чем она окончательно сорвет значимые климатические инициативы . Правительства и многосторонние организации должны включить антикоррупционные меры в усилия по борьбе с изменением климата для защиты климатического финансирования, восстановления доверия и обеспечения максимального воздействия. Сегодня коррумпированные силы не только формируют, но зачастую диктуют политику и разрушают систему сдержек и противовесов, подавляя журналистов, активистов и всех, кто борется за равенство и устойчивое развитие. Для достижения подлинной устойчивости к последствиям изменения климата необходимо прямо и решительно противодействовать этим угрозам. Уязвимые люди во всем мире отчаянно нуждаются в этих действиях», — подчёркивает Маира Мартини, генеральный директор Transparency International.
Мировые показатели: стагнация в борьбе с коррупцией
Средний мировой показатель ИВК-2024 остался на уровне 43 баллов, что свидетельствует об отсутствии значимого прогресса. Более двух третей стран получили менее 50 баллов, что подтверждает системные проблемы в обеспечении прозрачности и верховенства права.
Лидеры ИВК-2024:
- Дания (90 баллов) – остаётся на первом месте с 2018 года.
- Финляндия (88 баллов) и Сингапур (84 балла) входят в топ-3 самых «чистых» стран.
Аутсайдеры рейтинга:
- Южный Судан (8 баллов), Сомали (9 баллов), Венесуэла (10 баллов), Сирия (12 баллов), Ливия (13 баллов).
«Коррупция — это растущая глобальная угроза, которая не только тормозит развитие, но и является основной причиной упадка демократии, нестабильности и нарушений прав человека. Международное сообщество и каждая страна должны сделать борьбу с коррупцией главным и долгосрочным приоритетом. Это имеет решающее значение для противостояния авторитаризму и обеспечения мирного, свободного и устойчивого мира. Опасные тенденции, выявленные в Индексе восприятия коррупции за этот год, подчеркивают необходимость срочного принятия конкретных мер по борьбе с коррупцией во всем мире», — отмечает Франсуа Валериан, председатель Transparency International.
Средний показатель по Восточной Европе и Центральной Азии остался на уровне 35 баллов, что делает его одним из наименее прозрачных в мире.
Страны, которые улучшили позиции:
- Армения (47 баллов, +1)
- Молдова (43 балла, +3)
- Украина (35 баллов, +3)
- Босния и Герцеговина (35 баллов, +1)
- Узбекистан (33 балла, +2)
Страны, которые потеряли позиции:
- Беларусь (33 балла, -14 за четыре года)
- Кыргызстан (25 баллов, -3 балла)
- Турция (34 балла, -2)
- Таджикистан (20 баллов, -4)
Страны, чьи позиции остались без изменений:
- Азербайджан (22 балла)
- Сербия (35 баллов)
- Казахстан (40 баллов)
Рекомендации
Юристы «Трансперенси Интернешнл — Россия» считают, что улучшение ситуации с коррупцией в России возможно лишь при условии радикального повышения прозрачности государственных институтов, возвращения общественного контроля и последовательных усилий по повышению уровня подотчётности власти.
Важнейшей задачей является обеспечение свободного доступа к информации. Необходимо отменить все ограничения, введённые с 2018 года, и восстановить публикацию данных о государственных закупках, статистике, отчётности государственных органов и публичных компаний. Открытые реестры недвижимости и юридических лиц снова должны стать нормой. Следует возобновить публикацию деклараций госслужащих и политиков, а также создать единый цифровой публичный реестр деклараций.
Борьба с финансовыми преступлениями и отмыванием денег требует решительных шагов. Должна быть введена обязательная регистрация криптовалютных провайдеров, включая обменники и биржи, для противодействия незаконным финансовым схемам. Криптофабрики, используемые для отмывания денег, особенно в «Москва-Сити», необходимо ликвидировать.
Для реформирования правоохранительной и судебной систем необходимо создать независимое антикоррупционное агентство, которое будет заниматься проверкой деклараций, контролем конфликта интересов и расследованием коррупционных преступлений. Также следует рассмотреть возможность создания специализированных антикоррупционных судов. Уголовная ответственность за незаконное обогащение должна быть введена в соответствии со статьёй 20 Конвенции ООН против коррупции.
Бизнес и частная собственность нуждаются в защите. Распространенная практика передачи активов в государственную собственность по сомнительным основаниям должна быть прекращена.
Гражданское общество и независимые СМИ должны иметь возможность работать без страха репрессий. Следует отменить законы об «иноагентах» и «нежелательных организациях», которые используются для подавления независимой точки зрения. Должен быть принят закон о защите заявителей о коррупции, который гарантирует защиту от преследования и увольнения, а также предусматривает компенсации за достоверные сообщения о коррупционных преступлениях.
«Трансперенси Интернешнл — Россия» призывает международное сообщество поддерживать независимые НКО и медиа, которые противостоят коррупции, разоблачают преступления властей и продолжают информировать общество, несмотря на репрессии и цензуру.
За дополнительной информацией, а также по вопросам организации интервью и комментариев вы можете обратиться к пиар-специалисту организации Ивану Коржу по почте: [email protected]